Максим Жуков (m_zhukov) wrote in ru_typography,
Максим Жуков
m_zhukov
ru_typography

Categories:

Типографика Библии


Тут - в другом месте - начался разговор о типографическом оформлении Библии. Хотелось бы этой грандиозной теме посвятить отдельную дискуссию...

Для начала, полезно вспомнить, что самим своим рождением типографский набор в Европе обязан необходимости распространения Библии. Как, впрочем, и многие письменности - армянская, грузинская, глаголица, кириллица, чероки, инуктитут и мн., мн. др.


Для многих поколений типографов и мастеров шрифтового дизайна типографика Библии, Деяний Апостолов (вспомним нашего Ивана Федорова), Псалтирей, молитвословов - была высшим испытанием их профессионального мастерства. Не вдаваясь в слишком большие исторические подробности, отмечу только несколько выдаюихся примеров из не столь давнего прошлого.


Напрестольная Библия (1935, Оксфордский унивеситет; дизайнер Брюс Роджерс)






Уошбёрнская Библия (1979, Уошбёрнский колледж / Оксфордский университет; дизайнер Брэдбери Томпсон)

Многие шрифты (начиная, опять же, со шрифта Гутенберга) были спроектированы для набора текста Библии и другой религиозной литературы.


Полужирное (semibold) начертание шрифта Таймс Нью Роман (серия 421) было первоначально разработано для компактного (т.н. питтовского) издания Библии в Кембриджском университете.

Серия 610 (еще один вариант Таймс Нью Роман; образца ее в Интернете мне найти не удалось), была спроектирована в 1950-е гг. Гарри Картером (отцом Мэтью Картера) для набора компактного издания Библии в типографии Оксфордского университета - как альтернатива Шелдону, неудачному шрифту Яна ван Кримпена, разработанному для того же издания.


Широко известен шрифт ITC Вайдеманн (1983, дизайнер Курт Вайдеманн), первоначально (в 1979 г.) названный Библика и предназначавшийся для набора немецкого перевода Библии, изданного совместными усилиями протестантской и католической церквей Германии.
Менее известен шрифт Веритас (1995, дизайнер Брайан Суи). Он был когда-то спроектирован для набора романа Германа Мелвилла «Моби Дик», но позднее развит в большую гарнитуру для набора Священного Писания.

Первый современный кирилловский шрифт для Библии (Скриптура Руссика) был разработан в 1996 г. В.В.Ефимовым. Его коммерческая версия, выпущенная «ПараТайпом» в 2000 г., называется Октава. К сожалению, здесь я могу показать только ее латинский вариант. Кириллицу можно посмотреть на веб-сайте «ПараТайпа».

Из недавно изданной литературы на эту тему (и по смежным с ней вопросам) хотелось бы рекомендовать очерк Пола Луны (Luna, P. “Two Oxford Bible types”. In: Type & typography: a Matrix anthology. West New York, NJ: Mark Batty Publisher, 2003, 148-167), Джона Моргана (“An account of the making of Common Worship: Services and Prayers for the Church of England”. In: Typography papers 5. Reading: Reading University Press, 2003) и Виктора Голтни (“Balancing typeface legibility and economy. Practical techniques for the type designer”).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments