salmoose (salmoose) wrote in ru_typography,
salmoose
salmoose
ru_typography

К вопросу о малоизученных советских шрифтах.


В этом и других сообществах регулярно всплывает вопрос о некоторых шрифтах, созданных в начальном периоде становления СССР [1, 2, 3, 4, 5]. Все они в итоге оказываются связаны с еще одним вопросом, а точнее утверждением, что до тридцатых годов прошлого века в СССР не создавалось наборных шрифтов [6, 7, 8], а первым таким шрифтом был «Эксцельсиор» 1936 года. После проведения изысканий в этой области и проверки некоторых предположений, думаю, пришло время поделиться некоторой информацией по этому вопросу.

Итак, сначала о шрифте, используемом на многих советских документах. Я заинтересовался его историей когда увидел его на облигации госзайма 1934 года — а это на два года раньше указанной выше даты.
В сообществе его обычно называют неинтересным, непрофессиональным, безымянным и даже засекреченным шрифтом Гознака.
Однако у шрифта, как оказалось, есть и название (он так и называется, «Гознак»), и автор (В. Н. Адрианов), и достаточно интересная история.
Имя автора, Владимира Николаевича Адрианова (22 февраля 1875 — 24 августа 1938), достаточно известно — и как создателя первого герба СССР и герба Таджикской ССР, и как изобретателя войскового компаса с фосфоресцирующей подсветкой, носящего его имя, и как выдающегося картографа, создателя ряда шрифтов для применения в картографии.
Родившийся 22 февраля 1875 г. в Петербурге в семье артиллериста, в 1896 г. он окончил Военно-Топографическое училище в Петербурге и после 8 лет топосъемок был переведен в Картографическое заведение Военно-Топографического отдела Главного штаба. С 1905 г. всю свою жизнь он посвящает картографическому производству: становится редактором Азиатских карт 1909, руководителем чертежно-оформительского производства и в 1918 г. начальником части по изданию карт. С 1909 г. Занимается преподавательской деятельностью, редактирует и издает «Топографический и геодезический журнал». В 1915 г. по его инициативе отлиты первые типографские шрифты специально картографических рисунков. После Октябрьской революции он помогает наладить работу в Картографическом отделе, в годы гражданской войны эвакуирует отдел из Петрограда в Москву, становится организатором издания топографических карт для нужд армии. В 1921 г. увольняется в запас, а 13 апреля 1922 г. как большой знаток художественной полиграфии, привлекается на работу в фабрике Гознак. Там он работает помощником директора, а с весны 1922 г. руководит художестенно-репродукционным отделом. В то же время он не бросает картографической деятельности: являясь доцентом Московского межевого института, он преподает там, подготавливая будущих картоиздателей [9].
Собственно о шрифте. Особой секретности не наблюдается: сведения о нем печатались в советской периодике, архивы В. Н. Адрианова хранились вовсе не в неприступных сейфах Гознака, а дома в семейном архиве — впоследствии его сын передал их в ЦГАНХ СССР. Сейчас все хранится в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) [10].
Рассказывает сын автора шрифта, И. В. Адрианов: «…В июне 1925 г. в Гознаке (…) состоялось совещание по вопросу создания новых шрифтов специально для защиты государственных бумаг от подделки. Ввиду того, что ни один гознаковский художник за эту задачу не взялся, управляющий Гознаком Т. Т. Енукидзе 31 мая 1926 г. передал создание защитного шрифта В. Н. Адрианову в порядке «персонального поручения».
Спустя полтора года новым шрифтом, названным «Гознак», был набран первый пробный текст. Работу над новым шрифтом В. Н. Адрианов начал с подробного исследования графики и печатных свойств наиболее тогда распространенного «обыкновенного шрифта». (…) Все строчные и заглавные буквы были рассортированы в двух показательных таблицах и таким образом выявлены их благоприятные и слабые для восприятия графические качества. В частности, оказалось, что русский алфавит менее чем латинский компактен в строке, потому что 25% его букв имеют полуторную ширину, в то время как в латинском — лишь 10%. Узких букв (одномачтовых) в латинском 13%, в русском ни одной. Преобладание в нем прямых вертикальных элементов снижает легкость чтения (пищит, шишки, тише и т. п.). Полученные из таблиц выводы были приняты во внимание при выработке рисунка нового шрифта. В нем ряд букв получил формы, близкие к рукописным, более округлым, нежели в печатном «Обыкновенном»: строчные а, д, м и заглавные А, Д. Вертикальные элементы были слегка наклонены во внутрь букв, тонкие подсечки, подверженные срыву в печати, заменены у букв А, X точками. После отлива шрифта и печатных проб были несколько усовершенствованы формы букв Ы, Э, Е. Перед отливом шрифта было проведено психотехническое исследование букв на легкость и быстроту чтения в психоневрологической лаборатории проф. Г. И. Россолимо при 2-м Московском государственном университете. Несмотря на некоторое стилевое своеобразие оказалось, что шрифт «Гознак» читается быстрее и безошибочнее нежели привычный «Обыкновенный». Кроме того, внесенные в формы букв конструктивные изменения сделали его убористее на 15%» [11].
Это было немаловажно, учитывая, что еще совсем недавно из-за дефицита бумаги газеты печатались на обороте неразрезанных листов с этикетками, а брошюру «Изобретение книгопечатания и начало его в России» Н. П. Проскурнину в 1919 г. пришлось печатать на обороте листов старого табель-календаря [12].
В дальнейшем В. Н. Адрианов продолжал заниматься созданием шрифтов: конце тридцатых годов он разрабатывал шрифты для фотонабора [13], в 1939 г. Редбюро ГУГК при СНК СССР издает его книгу «Шрифты для карт и планов».


Интересно, что в первоначальном варианте вместо твердого знака использовался апостроф: реформу еще полностью не осознали даже те, кто занимался проектированием шрифтов. Также видно, что по конструкции некоторые знаки этого шрифта отличаются от привычного нам вида, в частности, Ы не замкнута.

Итак, дата создания позволяет предположить, что шрифт «Гознак» был первым разработанным в СССР «железным» шрифтом. Обычно в качестве такового называют упоминавшийся выше созданный в 1936 г. Н. Н. Кудряшевым (30 сентября 1909 — 24 апреля 1991) газетный шрифт «Эксцельсиор», называются также работы Н. И. Пискарева конца 20-х годов прошлого века [7].



Николай Николаевич Кудряшов



Шрифт «Эксцельсиор»

Несмотря на то, что «Эксцельсиор» был в большой степени учебнім проектом, направленным не столько на создание новой гарнитуры, как на подготовку кадров шрифтовиков [14], он нашел свое применение. Утверждают, что им набирались тексты в «Известиях» конца 30-х годов [15], а также в газете «Культура и жизнь», но его матрицы вскоре были сняты с производства [16]. Однако в журнале «Наука и жизнь» он употреблялся до конца 1946 г.



«Эксцельсиор» в наборе: журнал «Наука и жизнь», № 11—12 (сдвоенный) за 1946 г.

Что же касается шрифта «Гознак», то он использовался в паспортах, сберегательных книжках, дипломах, свидетельствах о рождении, облигациях и многих других документах и продолжает использоваться до сих пор.









Шрифт «Гознак»: примеры использования

Теперь немного о Пискареве. Художник-график Николай Иванович Пискарев (7 ноября 1892 — 12 марта 1959), ксилограф, мастер книжной гравюры и оформления книги внес свой вклад также и в шрифтовое искусство. Достаточно известна созданная им Пискаревская гарнитура (1955 г.), однако работать со шрифтом Пискарев начал еще в двадцатые годы. Лазурский, рассказывая об образованной в 1952 г. при подсекции художников книги графической секции МОССХа комиссии по шрифту, писал о нем: «Изо всей нашей пятерки только Н. И. Пискарев уже тогда практически работал над созданием типографского шрифта» [17] («пятерка» — это Иван Иванович Бекетов, Павел Михайлович Кузанян, Николай Иванович Пискарев, Соломон Бенедиктович Телингатер и сам Лазурский).



Николай Иванович Пискарев

По окончании частного училища, в 1904 г. Пискарев был зачислен в Московское Строгановское художественно-промышленное училище. Работал в качестве графика в издательствах Сытина, Левинсона, Кушнерева. В 1918 г. поступает художником-инструктором во 2-е Государственные свободные художественные мастерские. В 1921 г. он начинает преподавать во Вхутемасе в качестве профессора, возглавив наборное отделение. Помимо него, на этом отделении преподавал профессор по набору А. И. Горюнов. В этом году на графическом факультете было пять специальностей: литография, офорт, ксилография, фотомеханика и типографско-наборное дело. Со второго курса вводились предметы: композиция книги, техника книги, техника современной печати и шрифт. Занятия по шрифту вели Н. Н. Купреянов и В. А. Фаворский. Художник-график Купреянов также в 1922—1923 годах заведовал лабораторией по шрифту — в ее задачи входил сбор материалов о шрифтах, изучение их и постановка опытов по созданию новых шрифтов. Примерно с этого времени Пискарев начинает всерьез заниматься шрифтом. В 1925—1926 годах он заведует Академической типографией Вхутемаса.



Лигатуры «нн, «ий» Пискарев впервые применил при оформлении книги А. В. Луначарского «Освобожденный Дон Кихот» в 1922 г. и хотел использовать их в наборном шрифте

Примерно с 1928 г. он начинает работать над созданием новой гарнитуры шрифта и наборных украшений. 31 октября 1929 года Пискарев подает в Правление Вхутеина заявление: «Для своей научной, педагогической и художественно-творческой работы в области шрифта, книги и переплета мной давно уже ощущается необходимость иметь у себя небольшую опытную лабораторию, состоящую из самого элементарного оборудования. Задачи я ставлю себе в своей работе следующие:
1) Создание новых книжных и титульных шрифтов.
2) Исправление существующих гарнитур (искаженных, по моему мнению, неправильным решением русских букв).
3) Создание новых наборных элементов (линеек, бордюров, инициалов и т. д.).
4) Переплеты и новые элементы переплетных украшений.
5) Работа в области гравюры на гарте.
6) Работа для конгрева.
Все эти задачи, кои ставлю я себе, являются насущнейшими задачами полиграф, промышленности,— так, например, создание новых и исправление старых шрифтов есть одна из первых задач, поставленных стандартной комиссией ВСНХ; работа в области переплета крайне необходима потому, что переплетное дело как художественная продукция давно фактически умерло из-за отсутствия новых образцов и новых элементов украшений, гравюра на гарте выводит гравюру на путь действительно производственного способа больших тиражей и т. д.
С другой стороны, курсы, кои я веду во Вхутеине (а следовательно, моя научная и педагогическая работа), неразрывно связаны с этими же задачами.
Требования, которые предъявляются в настоящее время партией к каждому из нас — отдать максимум своих сил и способностей социалистическому строительству,— заставляют меня поторопиться с практическим осуществлением своих идей и тем самым быть наиболее полезным строительству страны работой в той области, которая является моей специальностью и к которой я чувствую наибольшее призвание.
Оборудование своей лаборатории я мыслю следующее:
1) Акцидент-реал с комплектами титульных шрифтов.
2) Ручная словолитная форма.
3) Ручной пресс (с угольным нагревом).
4) 3олотарный пресс.
5) Комбинированный станок системы Виддера.
6) Каландр или офортный станок.
Настоящим заявлением я обращаюсь в Правление Вхутеина с просьбой помочь мне как подтверждением действительной необходимости оборудования данной лаборатории для моих научных и педагогических целей, так и ходатайством перед соответствующими учреждениями (НТС, ВСНХ) и трестами (Мосполиграф и Полиграфтрест) о помощи мне в означенном деле».
Правление Вхутеина отвечает согласием и обращается в Гознак с просьбой содействовать профессору Нискареву в приобретении необходимого оборудования.
Однако затем в силу различных причин в его работе со шрифтом наступает перерыв до 1939 г. [18]. Сам он говорит о себе: «…мне пришлось быть одним из пионеров основания одной из самых трудных областей, какой является проектирование рисунков шрифта, связанного и с производственными требованиями и с поисками наилучшего метода работы над ними»[19].



Отрывок выполнен фотоспособом на основе раннего варианта шрифта Пискарева

Однако с этого времени у Пискарева в работе над шрифтом начинается перерыв до конца тридцатых.

Как видим, работы по созданию новых шрифтов, по организации преподавательской работы в этой области проводились уже в двадцатые годы. Тут уместно будет осветить также тему «Ленинского» шрифта.
После смерти В. И. Ленина, в начале 1924 г. трест «Полиграф» объявил конкурс на создание «Ленинского» шрифта, которым предполагалось печатать большими тиражами дешевые книги и брошюры для рабочих и крестьян в рамках развернутой кампании по ликвидации безграмотности. Шрифт должен был быть удобочитаемым, не утомляющим глаз. По правилам должны были быть представлены рисунки «простых, без вычурности» шрифтов только одного размера — высоты строчных до 1,75 мм. Первая премия составляла 2 500 руб. [20]. В числе 34 претендентов, в конкурсе принял участие упоминавшийся выше В. Н. Адрианов. Под девизом «Третий фронт» он представил свой оригинальный шрифт, построенный исходя из следующих принципов: рукописность, международность и увековеченье памяти В. И. Ленина.



Образец почерка В. И. Ленина (записка для Н. А. Семашко)

«Автор предложил максимально сблизить формы печатных букв с рукописными для облегчения усвоения грамоты и последующего чтения книжных текстов. Одновременно была сделана попытка графически согласовать русские буквы с латинскими. В частности, он предлагал вернуть звуку «и» латинскую форму «i», так как она легче читается среди букв Н, П, Ц, Ш, Щ» [11]. Однако победителей в данном конкурсе не было — он был отменен, проекты возвращены авторам. При этом, иногда о «Ленинском» шрифте пишут как о реально существовавшем [21].



Проект «Ленинского» шрифта В. Н. Адрианова

Ну и в заключение — все вышеизложенное касалось создания шрифтов русского алфавита. Но ведь речь идет о многонациональной стране. Ровенский писал: «В 30-е годы встала задача создания новых национальных алфавитов для многих народов нашей страны (некоторые не имели своей письменности)» [7]. Однако эта задача встала гораздо раньше. Один из примеров — деятельность Василия Александровича Молодцова (13 января 1886 — 31 августа 1940), создавшего коми алфавит на базе кириллицы. В годы первой мировой войны он был преподавателем в с. Ношуль, где начал работать над созданием алфавита. Работа над ним была закончена в 1918 г. [22]



Василий Александрович Молодцов

Шрифт был отлит в 1920 г. в Петрограде на словолитне Лемана [22].



«Молодцовский» шрифт

Читая об этих событиях, большая часть которых относится к двадцатым годам прошлого века, следует помнить, в какой обстановке они происходили. Экономическая разруха, голод, интервенция, гражданская война, саботаж — все это никак не способствовало созданию новых шрифтов и в принципе, нет ничего удивительного в том, что долгое время этих самых шрифтов не создавалось. Да и производство старых было в плачевном состоянии: на 1920 год в стране было 439 словолитных машин, из которых рабочими были 48. Работники полиграфической промышленности встретили революцию в основном враждебно и нехватка рабочих в словолитном производстве достигала 80% [24].
Удивительно как раз то, что, хотя все приходилось начинать практически с нуля, даже в этих тяжелейших условиях шрифтом все-таки занимались.


Источники:


  1. Буква «Ы» [Электронный ресурс] // Сообщество ru_typography. — Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_typography/592985.html, свободный. − Загл. с экрана.

  2. Расскажите о шрифте, пожалуйста [Электронный ресурс] // Сообщество ru_typography . — Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_typography/379627.html, свободный. − Загл. с экрана.

  3. Помогите распознать [Электронный ресурс] // Сообщество ru_font. — Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_font/1327963.html, свободный. − Загл. с экрана.

  4. Ленинский шрифт [Электронный ресурс] // Сообщество ru_font . — Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_font/1383903.html, свободный. − Загл. с экрана.

  5. В этой статье встретились словосочетания «систематический шрифт» и «ленинский шрифт». Что они означают? [Электронный ресурс] // Сообщество ru_font. — Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_font/1291863.html, свободный. − Загл. с экрана.

  6. Тараканова О. Л. Антикварная книга. — «Мир книги». — 1996. — с. 58

  7. Ровенский М. Г. Воспоминания об отделе наборных шрифтов НИИПолиграфмаша [Электронный ресурс] // Де(-)фис. — 1996. — № 3. − Режим доступа: http://www.paratype.ru/e-zine/issue01/rovenski.htm, свободный. − Загл. с экрана.

  8. О традиции [Электронный ресурс] // Юрий Гордон's Journal. — Режим доступа: http://yurigordon.livejournal.com/104244.html?thread=1699892#t1699892, свободный. − Загл. с экрана.

  9. Григорьев В. С., Адрианов И. В. Автор герба СССР — картограф-художник // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 1989. — № 1 — с. 126

  10. Архивы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html;jsessionid=abcioK-kMf8hMhDWM9m-r?bid=104&fund_id=53655&sort=number&direction=asc, свободный. − Загл. с экрана.

  11. Адрианов И. В. Шрифтовое творчество картографа В. Н. Адрианова // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 1979. — № 3 — с. 101

  12. История книги в СССР 1917—1921 — М.: Книга. — 1985. — т. 2 — с. 156

  13. Адрианов И. В. Владимир Николаевич Адрианов (к столетию со дня рождения) // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 1975. — № 5 — с. 139

  14. Попов В. В. О культуре издания советской книги. — Книга: Исслед. и материалы. — 1964, сб. 9. — с.320

  15. Головко С. Б. Тенденции развития российского пресс-дизайна [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ. — 2008. — № 5. − Режим доступа: http://vestnik.ipk.ru/vip/5/7/index.asp, свободный. − Загл. с экрана.

  16. Тагиров Ф. Ш. О развитии шрифтового дела в Советском Союзе. — Книга: Исслед. и материалы.— 1966, сб. 13. — с. 81-91

  17. Лазурский В. Путь к книге. — М.: Книга. — 1985. — с. 98

  18. Горленко Н. А. Николай Иванович Пискарев. — М.: Изобр. искусство, 1972. — с. 250—251

  19. Горленко Н. А. Николай Иванович Пискарев. — М.: Изобр. искусство, 1972. — с. 170

  20. Щелкунов М.И. История, техника, искусство книгопечатания. — М.-Л.: Гос. изд., 1926. — с. 411

  21. Слуцкер М. Снисходя до кириллицы [Электронный ресурс] // Компьюарт. — 2007. — № 5. − Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=17606&iid=815, свободный. − Загл. с экрана.

  22. Жеребцов И. Л., Савельева Е. А., Сметанин А. Ф. История Республики Коми. — Сыктывкар: Коми книжное издательство. — 1995. — с. 148

  23. История книги в СССР 1917—1921 — М.: Книга. — 1986. — т. 3 — с. 86

  24. История книги в СССР 1917—1921 — М.: Книга. — 1985. — т. 2 — с. 151—153

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 157 comments